Программа экспортного субсидирования в 2024-2025 сельхозгоду не только стимулировала рост поставок пшеницы, но и изменила восприятие казахстанского зерна на мировых рынках.
По итогам восьми месяцев 2025 года Казахстан экспортировал около 12,8 млн тонн зерновых, сохранив свои позиции на традиционных направлениях — в странах Центральной Азии и Каспийского региона, и одновременно открыв новые каналы сбыта. В частности, покупателями казахстанской пшеницы впервые стали Марокко, Алжир, Мавритания, ОАЭ и Вьетнам, а также некоторые европейские страны – Бельгия, Польша, Португалия, Норвегия, Великобритания, Шотландия. Причём если раньше зарубежные импортеры ассоциировали Казахстан главным образом с поставками твердой (дурум) и высокобелковой (hi-pro) пшеницы, то теперь они смогли убедиться и в качестве стандартной мягкой пшеницы, объем экспорта которой заметно вырос. В результате был расширен ассортимент экспортируемой продукции, а казахстанское зерно стало более конкурентоспособным на мировом рынке.
Учитывая положительный эффект мер поддержки, Правительство продлило действие правил выплаты субсидий, направленных на удешевление затрат, связанных с перевозкой зерна, а также правил субсидирования расходов национальной компании, осуществляющей деятельность в агропромышленной сфере, продлены до 1 сентября 2026 года. Это позволит сохранить положительную динамику отгрузок зерна, а также закрепить позиции казахстанской пшеницы на перспективных экспортных площадках, открытых в прошлом сезоне.
Частичное субсидирование перевозки осуществляется по транзитным направлениям:
— через территорию Российской Федерации в направлении портов Азовского, Черного и Балтийского морей;
— транзитом через территорию Российской Федерации, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики в направлении портов Балтийского моря;
— транзитом через территорию Российской Федерации с назначением в Латвийскую Республику, Литовскую Республику и Эстонскую Республику;
— транзитом через территорию Азербайджанской Республики и Грузии в направлении портов Черного моря;
— транзитом через территорию Туркменистана с назначением в Исламский Эмират Афганистан;
— транзитом через территорию Туркменистана с назначением в Исламскую Республику Иран;
— транзитом через территорию Китайскую Народную Республику в направлении стран Юго-Восточной Азии;
— транзитом через территорию Российской Федерации с назначением в Грузию и Армению.
В зависимости от экспортного направления размер компенсации варьируется от 20 до 30 тыс. тенге за одну тонну зерна.

